Рыбалка по-канадски

Слова «зимняя рыбалка» у меня невольно вызывают улыбку. Как правило, заключается она в сидении в теплом, обогреваемом газовой печкой, домике, распитии слабо и крепко алкогольных напитков, игре в карты, курении и разговорах. Из трех выездов я лишь один раз поймал несколько приличных окуней. При этом удивляет размах зимне-рыбацкого бизнеса. На озере Симко, к примеру, выставляется на лед более 300 домиков, большинство из которых заполняется на выходные. Цена 40-50 долларов за 4-5 часов ловли. Однако недавно я узнал, что существует и другая зимняя ловля, более привычная для нас. Есть люди, которые не сидят на одном месте в теплых домиках, а постоянно двигаются в поисках рыбы. Человек, которому я доверяю, — рыболовный гид, ловлю с которым я еще опишу, рассказывал о десятках крупных сигов, озерных форелей и лососей, пойманных из-подо льда.

Этой зимой я непременно присоединюсь к нему (уже договорено) и с удовольствием поделюсь впечатлениями с читателями.

7. Окуневые «шалости» на озере Симко: гигантские окуни средних размеров.

Мое знакомство с этим великолепным озером состоялось лет шесть назад, когда мой друг Виталик пригласил меня на окуневую рыбалку в конце октября. Интересно, что некоторые люди, такие как Виталик, приехав в Канаду, умудряются «открывать» «старожилам» глаза. Для меня, например, Виталик открыл сбор грибов, которых здесь, как оказалось, огромное количество: опята, маслята, лисички и прочее. Нужно только места знать.

Итак, идем на «джамбо-окуней». Это подвид окуня, который вырастает до килограмма. Я почему-то считал, что окунь должен клевать грубо и прямолинейно, и что нечего особенно беспокоиться о чувствительности снасти и всяких ухищрениях. Какова же была моя самоуничижительная ярость, когда я наблюдал рядом с собой десятки и сотни пойманных окуней, а сам смог подсечь и вытащить только трех! Оказалось, ловля этих окуней на маленьких живцов является делом весьма деликатным. Помимо нескольких осенних дней, когда у окуня случается настоящий жор и он клюет без затей. А так клев его скорее похож на судачий — неуверенно-интеллигентный, когда после едва слышной поклевки нужно замереть и отсчитать «раз-два», и только затем подсекать. Очень важно иметь длинный и чувствительный спиннинг, позволяющий забросить малька подальше. Не менее важно правильно и с учетом состояния дна «вести» живца. Вообще-то я склоняюсь к мысли, что рыбацкий успех — особенно систематический, а не случайный — это результат многих небольших слагаемых, которые вместе (как говорят в Одессе, и очень похоже это звучит по-английски) «делают разницу». Год за годом наше умение прогрессировало, и теперь мы с моим другом практически не отстаем от канадских старожилов.

9. Таинственное озеро Киши: щука, 3,5-килограммовый судак, чайка и черепаха.

У меня есть традиция (почти как у героев старого советского новогоднего фильма): в свой день рождения я обязательно отправляюсь на рыбалку. Впервые это произошло 5 лет назад на озере Киши, недалеко от которого мы проводили отпуск. Отпросившись у жены, я позвонил одному из рыболовных гидов, и следующим утром 24 июня отправился на именинную рыбалку. Целью рыбалки были щуки. Ловили мы на живца в проводку. Не на дорожку, а облавливая из стоящей на якоре или дрейфующей лодки знакомые гиду места. Размявшись тремя пойманными щуками, весом от 1,5 до 2 кг каждая, я понял, что день рождения выдался на славу. Но это было еще не все.

Облавливая одну из ям с закоряженным дном, я почувствовал, что зацепилось что-то очень тяжелое. После 10 минут борьбы подтащил к лодке… черепаху, которая схватила живца и ни в какую не хотела его отпускать! Избавившись от этого чудовища (кстати, нужно быть очень осторожным с этими животными, которые легко могут откусить палец или своим острющим хвостом рассечь кожу), я снова забросил снасть и вскоре ощутил знакомую тяжесть. И опять это была моя упрямая знакомая. На четвертый раз я решил: если повторится это безобразие, нужно менять место. Следующий заброс — и опять на крючке что-то тяжелое. Проклятая черепаха, сейчас я тебя прикончу, подумал я, как вдруг та начала совершать уж очень активные движения. Завязалась борьба с интересным противником, пока еще неизвестного вида. Минут через пять я подвел к лодке желтого пучеглазого судака, самого большого из всех, что мне доводилось когда-либо вываживать — 3,5 кг.

В этот день на рыбалке произошло еще одно интересное событие. Мой тесть произвел очередной заброс, а малек, «вылетев», на воду не упал — он просто исчез. В недоумении мы озирались, пытаясь понять, куда же подевался живец, а заодно и кусок лески. Вдруг катушка спиннинга начала крутиться сама по себе, да еще с ускорением! А вроде не пили, подумал я и вдруг осознал, что леска «уходит» не вниз под воду, а вверх. Оказывается, живца на лету схватила чайка и полетела вдаль…

10. Медвежье озеро в районе Французской реки: незабываемый щучий жор.

Такую рыбалку забыть нельзя. Озеро Медвежье мы с женой нашли лет пять назад по Интернету и провели вместе с нашими многочисленными друзьями прекрасный отпуск в середине июля на берегу этого живописного водоема с берегами, покрытыми лесом. Обилие берез и русской речи создавало подзабытое «домашнее» ощущение. Рыбалка была средней интенсивности, а ловились в основном бассы. На следующий год мы решили провести на Медвежьем «длинные выходные» 20-23 мая (день королевы Виктории), с надеждой попасть на щучий жор, о котором я много слышал, но никогда на него не попадал. Первый день очень меня расстроил — ни единой поклевки! Хозяева коттеджей сетовали, что виновата, видимо, поздняя весна, что щука еще могла не очнуться и т. д., и т. п. Снова не повезло, привычно подумал я.

Следующий день, к счастью, теплый, прогрел воду и принес несколько небольших щук. Пару раз, мне казалось, я видел мальков, удирающих от хищника. Запахло хорошей рыбалкой, однако оставался только один день, и я боялся, что вода не успеет достаточно прогреться. К последней рыбалке на Медвежьем я подготовился тщательно: поводки, блесны, крючки для живца, сами живцы — живее всех живых. Выехав утром, мы с Виталиком решили не торопиться, а присмотреться к проявлениям щучьей активности. Через какое-то время я заметил подозрительное бурление мелкой рыбешки буквально в 2-3 метрах от берега, прямо возле торчащих из воды кустов. Хотя мы не видели ни одного щучьего удара, решили стать на якорь метрах в пятнадцати (на глубине) и проверить это место. Первый же заброс подтвердил, что малек разгулялся неспроста. Начав ловить в этом месте где-то в 10 часов утра, к 12 часам мы вытащили вдвоем 15 щук, при этом было не менее 25 сходов и с пяток обрывов (вначале я пытался ловить на поводок из лески, за что и был щуками наказан, а после перехода на стальной поводок «откусы» прекратились).

О вкусовых качествах щуки: мне приходилось слышать, что она суховата и слишком костлявая. Вот, дескать, судак — это рыба. Мне же щука очень нравится и в жареном, и даже в соленом виде, особенно филированная.

11. Операция «Судаки»: неделя судачьей практики на речке Мартин возле озера Ниписсинг.

Название Ниписсинг у всех русскоязычных, включая меня, вызывает много однотипных шуток, хотя, на самом деле, это прекрасное и чистейшее озеро, название которого, как и большинства водоемов в Канаде, имеет индейскую этимологию. Если Рисовое озеро открыло для меня ловлю бассов, а Медвежье подарило щучье изобилие, то речка Мартин, что возле Ниписсинга, явилась школой ловли судака. Мой приятель Женя — тот самый, который в отличие от меня не поленился повторить карповую снасть на Рисовом, на второй день пребывания на реке обнаружил отличное судачье место. У моста, где благодаря сужению течение этой очень медленно текущей речки чуть убыстрялось, было несколько ям, в которых, видимо, роскошно себя чувствовал судак, да и другие рыбы — щука и басе. Пару дней я гордо не присоединялся к Жене, который гостеприимно приглашал ловить рядом с ним. Я пытался найти свое место и лишь на четвертый день сломался, о чем жалеть не пришлось. Каждый из оставшихся трех дней, утром и вечером, я выезжал на судачье место и почти каждый раз возвращался с максимально разрешенным количеством — шестью пойманными судаками.

Хотя судак не очень-то и боец, но удовольствие его подсечь, вовремя почувствовав поклевку, было необыкновенное. Интересно и весьма нелегко перехитрить эту умную рыбу, которая может свести с ума неопытного рыболова, стягивая малька с крючка за хвост. Кстати, из моего опыта — гораздо продуктивнее насаживать малька за спинной плавник, а не через рот. При этом живца не следует «проводить», как при «ротовом» варианте, а держать удилище неподвижно, ожидая осторожного прикосновения судака. После первой поклевки следует потерпеть 2-3 секунды и затем уверенно подсекать.

Что несколько омрачает ловлю судака в провинции Онтарио, так это необходимость измерять длину каждой пойманной рыбы. Дело в том, что ловить разрешено судаков размером или менее 17 дюймов (примерно 35 см), или более 23 дюймов (57-58 см), а «промежуточный», столь интересный для рыболовов, диапазон для вылова запрещен.

(От редакции. Нас несколько удивил такой подход к определению разрешенных для вылова размеров судака. Поэтому мы обратились с просьбой дать этому объяснение к ихтиологу к.б.н. А. Щербухе. И вот что мы услышали в ответ. Оказывается, «неправильные» правила у нас. Дело в том, что особи судака размером от 35 до 60 см — самые ценные с точки зрения воспроизводства. До 35 см судак еще неполовозрелый, а особи более 60 см уже несколько староваты, и жизнеспособность их потомства падает.)

13. Озеро Симко: сиг и озерная форель. Блесны «Williams — 60».

Ну вот и подошел черед рассказа об озере Симко. Об этом чистом и близко расположенном к Торонто водоеме наслышан я был немало. Площадь — более 1000 квадратных километров, глубины достигают 50-60 метров, и вся эта толща чистейшей холодной воды дает приют сотням тысяч особей сига и озерной форели. Немало бассов и щук проживает в более мелких заливах, где обитает и совершенно невероятное количество огромных карпов. Кстати, карп в Канаде -рыба совершенно неуважаемая, которую разрешается ловить всегда, везде и в любом количестве (карпа, кроме китайцев, а также русских и других восточных европейцев, никто не ловит). Плавают здесь просто океанские яхты. Шторм может тоже выглядеть как настоящий морской.

Вот на этом озере посчастливилось мне найти гида, который специализируется на сиге и форели. Наша первая совместная рыбалка состоялась год назад в середине июня. Начиналась она так: в 7 часов утра мы уже на месте, становимся на якорь в месте с глубинами около 25 метров. Лодка у гида совсем небольшая, максимум на 3-4 человека. Большое впечатление произвел на меня метод постановки лодки на якорь, особенно важный в местах с большими глубинами при никогда не стихающем ветре. Вэйн (имя гида) использует два якоря, которые привязаны к одному тросу, примерно в 3-5 метрах друг от друга. Последний якорь должен быть с лапами для зацепа. Стоящий перед ним играет роль «натяжителя» троса, обеспечивая устойчивость зацепа. Благодаря этому методу наша лодка всегда, даже на ветру со скоростью до 20 км/час, стояла на месте, в то время как другие тащило и при меньшем ветре. Вэйн при ловле сига и форели использует самые обычные зимние удочки с плетеной основной леской, длинные поводки из невидимой в воде флюорокарбоновой лески и замечательные золотистые зимние блесны «Williams — 60». Теория Вэйна гласит: систематический успех в рыбалке состоит из небольших составляющих, которые вместе обеспечивают решающее преимущество.

Всего с Вэйном мне довелось порыбачить трижды, и каждый раз я привозил домой по 10-15 килограммов первоклассной рыбы. Но об этих рыбалках я хочу рассказать отдельно и подробно в следующей «канадской» серии рыбацких историй. Там же будет описана ловля осетров и мои впечатления по поводу рыболовных гидов — весьма популярной профессии в Канаде.