Для плавучих маяков якорных бочек земснарядов и др

Листая тридцати томник большой советской энциклопедии наткнулся на информацию о якорях. Читая этот текст, вспомнил, как на нашем форуме обсуждался вопрос о якорях для надувных лодок. Немного поразмыслив, решил информацию с энциклопедии выложить на сайт, информации немного, но для общего развития я думаю, будет интересно. Может кто-то, посмотрев различные якоря, сделает приемлемый якорь для своей надувной лодки. И так все про якоря …

Якорь судовой устройство для удержание судна и других плавучих средств при стоянке на открытой воде. Подразделяется на судовые и спец. назначения. Якорь должен быть прочным, простым в обращении, обеспечивать надежное сцепление (хорошо держать) с любым грунтом. Характеризуется якорь держащей силой — силой, которую необходимо приложить к единице веса якоря, чтобы выдернуть его из грунта, когда веретено горизонтально. Держащая сила зависит от конструкции, веса якоря, рода грунта.

Первый якорь появился более 4 тысяч лет назад, и представлял собой камень, привязанный к веревке (якорный якорь). Прототип наиболее распространенного в эпоху парусного флота якорь появился около 3 тысяч лет назад (сначала был деревянным) Действует следующим образом (рис 1.)

Якорь ложится на грунт нижним концом веретена (пяткой) и одним концом штока; при попытке протащить якорь по дну шток ложится на дно, а одна из лап зарывается в грунт. Якоря этой конструкции надежны, обладают хорошей держащей силой (6-12 кгс на 1 кгс веса якоря). Однако из-за специфики конструкции (шток и лапы расположена на взаимно перпендикулярных плоскостях) отдача адмиралтейского якоря и его крепления на судне представляют собой сложную задачу. Из-за этого такой якорь часто служил причиной аварий, как самого судна, так и судов, проходящих над ним.

Развитие флота, особенно увеличение размеров судов, потребовало создание конструкций якорей, удобных в обращении и обладающих повышенной держащей силой. Практически все якоря изготавливаются с поворотными лапами и без штока. Наиболее удачные и, следовательно, наиболее распространенные конструкции якоря (рис 2)

разработаны англичанином Холлом, американцами Болдтом, Байерсом, немцем Хейном (конструкция изменена по просьбе немецкой фирмы «Грюзон»). Хорошо зарекомендовал себя якорь конструкции советского инженера И. Р. Мотросова, держащая сила якоря американца Дэнфорда достигает 200 и более. Масса самого крупного в мире якоря 27,2 тонны (США, 1954). Современные якоря изготавливают из стали литыми или сварными.

Для плавучих маяков, якорных бочек, земснарядов и др. сооружений, нуждающихся в длительной стоянке, используются мертвые якоря разнообразных конструкций (рис 3)

Наиболее удачным считается якорь, предложенный английским гидротехником Митчеллом. В особых ситуациях применяются якоря спец. назначения (рис 4)

Плавучие якоря предназначены для малых судов для уменьшения их дрейфа. Простейший из них — парусиновый конус. В условиях ледового плавания используются ледовые якоря, обычно однорогие, — их просто зацепляют за край щели или лунки, вырубленной во льду. Якоря спец. назначения весьма разнообразны по конструкции и массе, бывают многоногие (например «кошка») и безногие.