Браконьерство…

В последнее десятилетие проблема браконьерства приобрела особую остроту. Идет поистине варварское и хищническое уничтожение рыбных запасов. Масштабы этого беспредела таковы, что не побоюсь назвать это настоящим биотерроризмом. В первую очередь разгул браконьерства происходит по причине слабости законодательства и по причине бездействия контролирующих органов. К сожалению, сейчас практически не встретишь ни одного места, где бы рыболов не сталкивался с фактами браконьерства.

Особый урон рыбным ресурсам стал наноситься с момента, когда стали общедоступны и распространились по всей стране электрические и ультразвуковые браконьерские средства лова. Нередко складывается ситуация, когда, по приезду на водоем, заплываешь и видишь такую картину: прибитая к берегам и водной растительности рыбка разного вида и разных размеров. Это последствия так называемых «электриков». Как показывает практика, после такого неоднократного варварского вмешательства водоем можно вычеркивать из списка рыбных и понадобятся долгие годы для его восстановления.

Вторая беда — это доступность и дешевизна такого вида браконьерского орудия, как сети. Страну просто накрыла волна дешевых сетей китайского производства. Именно такие сети километрами встречаются в наших водоемах. По причине дешевизны, даже если рыбинспектор их конфискует, для браконьеров это не станет уроком. Не отнимая большие средства от семейного бюджета, он сможет купить новые. К тому же сети часто забываются в воде отдыхающими компаниями, и вред приносят огромнейший. Практически при каждой рыбной ловле приходится вытаскивать такую забытую сеть в скомканном или полускомканном виде. При этом в ней, как правило, находятся еще и десятки килограммов дохлой рыбы.
Условно браконьеров можно разделить на три группы: любители, полупрофессионалы и профессионалы. К категории любителей можно отнести людей, осуществляющих браконьерские действия, так сказать, в единичных случаях. Например, компании, отдыхающие на берегу водоема и применяющие сети для поимки рыбы на «пожарить» или на уху. Данная категория браконьеров не так опасна, но все же. Как раз они, приняв большое количество спиртных напитков, могут оставить в воде сети.
К категории полупрофессионалов стоит отнести тех людей, которые периодически (но не регулярно) осуществляют браконьерские действия на водоемах. Как правило, набеги таких варваров редки, но результативны. Данная категория может иметь, а может не иметь прикрытие в органах местной власти или в органах рыбинспекции.
Наконец, самый опасный вид браконьеров — это третья категория. То есть профессионалы, которые занимаются рыбной ловлей с применением браконьерских снастей постоянно, уничтожая при этом большое количество рыбы. Главной целью профессиональных браконьеров является получение материальной выгоды. У многих из них браконьерство — единственный источник дохода. Стоит заметить, что такие браконьеры чаще всего объединяются в преступные группировки и могут прикрываться чиновниками различных инстанций, а также органами охраны правопорядка и рыбинспекции. Впрочем, грань между профессиональными и полупрофессиональными браконьерами нечеткая, просто размеры урона, наносимого деятельностью данных категорий, могут различаться в разы. Исходя из этого, у многих возникает вопрос: «Что делать? Как быть?».

Способов борьбы с браконьерством может быть множество — как законных, так и не совсем. Итак, что можно и необходимо предпринять рыболовам-любителям; чтобы побороть такое явление, как браконьерство? Во-первых, нужно четкое осознание того, что нужны решительные действия уже сейчас. В противном случае, возможно, наши дети и внуки рыбу смогут увидеть только на картинках. Во-вторых, бороться с браконьерами в одиночку бесполезно, а вот все вместе — мы реальная сила, которая может на что-то повлиять. Практически в каждом большом городе имеется свой рыболовный сайт. На базе таких сайтов создаются рыболовные клубы — они должны сотрудничать между собой и совместными усилиям создать некую общественную организацию. А уже эта организация, имея большое количество членов, сможет заставить обратить на себя внимание. Например, законодательные власти. Потому что изменение рыбоохранных законов назрело и давно висит в воздухе: их нужно не только ужесточать, но и постоянно контролировать их соблюдение. Такой законопроект можно разработать только при тесном сотрудничестве общественной организации рыболовов и природоохранных экологических служб, естественно — с привлечением юристов. Конечно, при высоком уровне коррупции все законодательные меры могут и не заработать. Но все же нужно пытаться что-то делать. Необходима вести качественную борьбу с продажей незаконных средств лова, а также — ввести уголовную ответственность, предусматривающую значительный срок заключения за изготовление и распространение браконьерских средств лова. Не помешало бы провести и несколько показательных судебных процессов, чтобы другим не повадно было. Так как главной причиной браконьерства является материальная нажива, необходимо ужесточить контроль за реализацией рыбы на рынках и в магазинах. Возможно, даже необходим полный запрет продажи рыбы на рынках, особенно в нерестовый период.
Было бы не лишним, если бы государство проводило массированную пропагандистскую политику через средства массовой информации о вреде браконьерства. Конечно, это звучит сказочно, но если рыболовы-любители смогут объединиться, может быть у них получится «достучаться» до государства.

К сожалению, наша власть никак не обеспокоена данной проблемой. Очевидно, что структура рыбоохранных органов работает неэффективно. Нередки случаи взаимодействия браконьеров с органами рыбоохраны, поскольку в таком «сотрудничестве» замешаны материальные выгоды. Поэтому необходимо увеличить финансирование рыбоохранной структуры и ввести жесткий кадровый контроль за их деятельностью. Потому что сейчас, набирая номер рыбинспекции и сообщая о факте браконьерства, в ответ можно услышать: «Мы приехать не можем, у нас нет бензина» или еще что-нибудь подобное. Или другая ситуация: вместо того, чтобы предотвращать незаконные действия браконьеров, рыбинспекторы им помогают — нередко в числе браконьеров оказываются друзья, родственники или же высшие чиновники местных администраций или просто влиятельные люди. Пока на не будет изменено законодательство, предусматривающее жесткое наказание, и не будет придуман эффективный механизм его реализации, вместо рыбалки рыболовы будут вынуждены выполнять функции рыбоохранных структур по борьбе с браконьерством, что зачастую носит не совсем законный характер.
Меня, к примеру, очень возмущает следующая ситуация. Допустим, обнаружив в воде сети, по закону я не могу их вытащить и уничтожить, так как сети являются чьей-то частной собственностью. Бесспорно, частную собственность нужно уважать, но здесь, я считаю, особая ситуация. В этом случае я мыслю так: «Предположим, кто-то занес ко мне в дом бомбу и положил в комнате. Что же делать? Ждать, когда она взорвется, или все же вынести ее в безопасное место. Я выбираю второй вариант». Особенно меня выводят из себя крики с берега: «Здесь не лови, плыви отсюда — у меня здесь сети стоят». Подобная наглость вводит меня просто в состояние аффекта. Если не удается связаться с органами рыбоохраны в данный момент, то, оценив физическое состояние противника, приходится иногда и в силовой контакт вступать. Я понимаю, что эти действия не совсем законны, но с такими нелюдями только так.