Начну с самого, на мой взгляд, главного. Выбирая катушку, рекомендую в первую очередь обратить внимание на то, насколько качественно производится намотка шнура. При идеальном варианте он равномерно и аккуратно укладывается по всей длине шпули, в том числе и по краям. Увы, так бывает не всегда. Достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что хоть шнур по длине шпули укладывается достаточно равномерно, но у одного из бортиков образовывает небольшой «наплыв», а до противоположного он немного не доходит. Подобный дефект не является основанием для того, чтобы данную катушку забраковать, хотя меня, мягко говоря, удивляет, что подобное встречается у изделий стоимостью и в 2 тыс. гривен. Как по мне, то, продавая за такие деньги катушку, можно было бы ее и протестировать. В солидном магазине вам бесплатно устранят такой недостаток, но знать, как можно сделать это самостоятельно, полагаю, не помешает. Для примера рассмотрим наиболее часто встречающийся и самый простой вариант, когда у переднефрикционной катушки шнур не доматывается до переднего бортика. Прежде всего, из-за чего это происходит. Во время намотки шнура или лески ролик лесоукладывателя просто вращается в одной плоскости вокруг оси катушки, а шпуля, благодаря возвратно-поступательному механизму, перемещается вперед-назад. Ее ход равен расстоянию между бортиками шпули. Если ролик и шпуля друг относительно друга смонтированы точно, то и намотка будет осуществляться правильно. Если же это не так, то появляются дефекты. В нашем примере шпуля от идеального положения смещена несколько вперед. И пользоваться катушкой с таким недостатком нельзя, так как любой заброс чреват сбрасыванием петель и потерей шнура. Устранить подобный дефект несложно. Чтобы добраться до регулировочных шайб, находящихся на оси катушки, откручивают гайку фрикциона и снимают шпулю. После этого методом проб и ошибок определяется требуемая толщина шайб, при которой достигается нужное качество намотки. Лишние шайбы, естественно, удаляются. Это самое главное условие нормального функционирования катушки при забросе. Работа эта простенькая, но может занять приличное количество времени. Для достижения оптимального результата стоит повозиться — он того стоит. Иногда, после регулирования намотки по переднему бортику, может оказаться, что шнур несколько не доходит до заднего края шпули. Это не смертельно, и с этим можно мириться. Но уважающий себя рыболов добьется идеальной намотки шнура. Для этого вручную у заднего бортика следует намотать некоторое количество шнура (примерно 10-15 витков), после чего уже катушкой намотать остальной. За счет этого «яма» будет сглажена и рабочая часть шнура ляжет идеально, радуя глаз владельца. Следует сказать, что все солидные производители именно качеству укладки лески уделяют первостепенное значение и для ре-ш е н и я ^задачи применяют различные технические решения. Естественно, не у всех это получается одинаково хорошо, и если вам попалась модель с не очень качественной уклад-1 кой по всей длине шпули, то ‘ от нее разумно отказаться, благо, выбирать есть из чего. Что касается использования лески, то она при прочих равных укладывается на шпулю равномернее, чем шнур, и с нею проблем, как правило, не возникает. Кстати, состояние шнура и качество его намотки достаточно точно характеризуют уровень подготовки спиннингиста.
Есть еще одна важная характеристика катушки — это ее способность максимально долго сохранять в процессе эксплуатации первоначальные кондиции. Новая катушка на первом десятке рыбалок, скорее всего, будет работать хорошо, и модель за 200 гривен будет мало чем отличаться от элитного изделия, во всяком случае, для неспециалиста. Но хотелось бы спрогнозировать, как она поведет себя на пятидесятой рыбалке, а еще лучше на сотой? Сделать это достаточно точно можно уже в магазине. Для этого, прежде всего, следует попытаться определить качество сборки механизма. Чтобы сделать это, поступают следующим образом: одной рукой берутся за шпулю, а второй за ручку и, создавая незначительные усилия в соответствующих направлениях, определяют величину поперечных и продольных люфтов. Чем они меньше, тем, естественно, лучше. Кстати, если вы хотите составить свое собственное мнение о производителе, проведите этот тест с несколькими катушками одной модели. Если обнаружится, что различия существенны, то, полагаю, выводы очевидны. Кроме того, существуют конструктивные элементы (о которых будет еще сказано ниже), по которым в какой то степени можно судить о том, насколько «живучей» окажется катушка. Но утверждать, что внедрение того или иного инженерного решения гарантировано обеспечит изделию долгую жизнь будет не совсем корректным. Многое зависит и от материалов, используемых в том или ином узле. Определенной гарантией качества может служить высокая цена катушки, но слепо полагаться на этот показатель не стоит. Брак у дорогих катушек тоже встречается, пускай и значительно реже, чем у дешевых. Кстати, довольно часто можно наблюдать, как некоторые продавцы, определив, что перед ними не очень искушенный покупатель, предлагают убедиться в достоинствах катушки, вращая ее ручку на холостых оборотах. С моей точки зрения, подобным образом определить вообще ничего невозможно, так как практи чески все новые катушки этот тест проходят удовлетворительно.
Конечно, при покупке катушки немаловажное значение имеет и пресловутое «как повезет». Попадется недорогое изделие, удачно собранное из неплохих по качеству деталей, и будет служить не одну сотню рыбалок. Моя первая импортная катушка стоила 15 у.е., или что-то около того, а отработала она года четыре. До сих пор находится в рабочем состоянии, хотя и устарела морально. И это при том, что за такие деньги нормальной катушки вроде бы быть не должно. А совсем недавно один мой знакомый возвратил в магазин «японца», банально застучавшего под нагрузкой на первой же рыбалке. И это при стоимости более 500 у.е. Вот и попробуй при таком положении дел сориентироваться: на какой катушке остановить свой выбор. Поэтому я сторонник того, чтобы приобретать модели уже хорошо известные, прошедшие испытания и имеющие хорошую репутацию. (Кстати, у меня создалось впечатление, что в последнее время некоторые производители не очень-то и стремятся выпускать долговечные катушки. На эти мысли меня наводят случаи замены отлично зарекомендовавших себя моделей посредственными новинками с бесполезными, с моей точки зрения, «прибам-басами». Причем это касается, в том числе и самых известных фирм.).
Еще раз хотелось бы сказать о том, что обеспечить надлежащий уровень намотки шнура на шпулю не так просто, как может показаться на первый взгляд. Хотя, казалось бы, какие могут быть проблемы — нитки-то мотают. Почему же тогда не существует безынерционной катушки, которая производила бы намотку так же равномерно и эстетично, как это бывает с обычными нитками? А дело здесь даже не в технологических сложностях, а в том, что такая укладка в нашем случае просто не годится. Шнур нельзя наматывать подобно швейным ниткам — виток к витку, так как в этом случае даже при незначительном усилии верхние витки будут врезаться в нижние. А ведь механизм намотки должен быть еще и таким, чтобы шнур не перекручивался. Конечно, совсем непросто добиться того, чтобы узлы безынерционной катушки работали долго и надежно. Но… Желающим вникнуть в технические подробности устройства катушки предлагаю самостоятельно разобраться в чертежах, я же остановлюсь только на тех конструктивных элементах, которые имеют практический интерес для пользователя.
Итак, хорошая безынерционная спиннинговая катушка должна соответствовать определенному ряду требований. Шпуля у нее должна быть металлической, с буртиком, покрытым нитридом титана. Фрикцион — надежно работающим. Фрикцион, как известно, — это механизм, регулирующий усилие, при котором шпуля начинает проворачиваться и «отдавать» шнур. Его назначение — обеспечивать успешное противодействие рывкам рыбы, а также не допускать возникновения критических нагрузок на катушку и тем самым уберегать ее механизм от поломок. Считается, что для спиннинговых катушек предпочтительнее передний фрикцион, как более тонко регулируемый. Соглашусь с этим мнением, если речь идет о лайтовой снасти с тонкой леской. При использовании же шнуров, обладающих высокой прочностью, подобный подход, как минимум, спорный, так как рыболов, даже средней квалификации, без проблем будет управлять моделью и с задним фрикционом.
Весьма важным и полезным для этих катушек оказалась разработка ролика лесоукладывателя, получившего название Twist buster. Он отличается от применявшихся ранее прежде всего формой и большим диаметром и служит для предотвращения перекручивания шнура во время рыбалки. (Ранее в этом узле даже в достаточно приличных катушках для уменьшения трения иногда использовались латунные втулки, сейчас для этих целей установка подшипника обязательна.). О подшипниках. В катушках они бывают обслуживаемые и необслуживаемые. Подшипники, безусловно, улучшают характеристики узла, в котором установлены. Но утверждать, что от количества установленных подшипников напрямую зависит качество катушки, как минимум, неправомерно. Качественных моделей с четырьмя подшипниками в корпусе и одном в ролике на рынке предостаточно, как и откровенного барахла с десятком «шаров». Естественно, что в данном случае речь идет о разных производителях. Кстати, если Вы встретите катушку за 30-40 гривен с восьмью, а то и десятью подшипниками, то можете быть уверены на сто процентов, что это вообще не катушка. Да и то, что там названо «подшипниками», таковыми не являются.
Хорошим тоном считается наличие мгновенного стопора обратного хода. По поводу эффективности применения этого узла я обращался к специалистам, так как мой опыт показывает, что добротная катушка и без него может интенсивно эксплуатироваться десяток лет, оставаясь в приличном состоянии. Специалисты утверждают, что это техническое решение позволяет предохранить от ударных нагрузок ведущую и ведомую шестерни. Ну что же, поверим им на слово.
Бесконечный винт. Качество укладки шнура зависит, в том числе, от соотношения скорости вращения ролика лесоукладывателя и скорости перемещения шпули относительно оси катушки. Для обеспечения решения этого вопроса и применяется этот наиболее популярный и удачный вариант одного из узлов катушки.
Желательно, чтобы пружина дужки лесоукладывателя была в виде спиральной пружины, работающей на сжатие. До сих пор встречаются модели, у которых эту функцию выполняет пружина, весьма похожая по форме на пружину бельевой прищепки, работающая на скручивание. Последний вариант не надежный. Такую катушку я ни кому не порекомендую. Несколько слов о такой характеристике катушки, как мощность. Понятное дело, что для создания гармоничной и функциональной снасти, катушка подбирается тоже соответствующая. Для ловли на джиг она будет весьма небольших размеров, за исключением разве что случаев целенаправленной охоты за сомом. Поэтому и мощность ее будет незначительной, в противном случае пришлось бы жертвовать другими, не менее важными показателями. С моей точки зрения, выбирая катушку и помня, что запас мощности в механизме — вещь полезная, следует все же ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные особенности техники ловли и, в конце концов, на собственные симпатии. Есть рыболовы, предпочитающие джиговать со скоростными моделями небольшого размера, как есть и почитатели силовых катушек, грузящие их по полной программе и не признающие «выкачивание» пойманной рыбы. Но все же наиболее часто применяются модели среднего размера, аналогичные дайвовской 2500. Они вполне могут использоваться и для лайтовой снасти, хотя более гармоничными в этом случае будут несколько меньшие модели.
Приобрести удачную катушку -это лишь половина дела. Для того чтобы она долго служила и не теряла свои кондиции, ее нужно беречь. Прежде всего, надо помнить о том, что любой механизм рассчитан на вполне определенные нагрузки, превышать которые не рекомендуется. Поэтому, например, подтягивать лодку к месту зацепа катушкой с зажатым «от души» фрикционом недопустимо. При форс-мажорных обстоятельствах (приманка попала в цепу, а лодку сорвало с якоря), чтобы не допускать критических нагрузок на механизм, фрикцион желательно ослабить, а для создания нужного для обрыва снасти усилия шпулю придерживать свободной рукой. Не стоит забывать и о том, что попадание внутрь катушки воды приводит к коррозии. Особенно подвержены ей подшипники. Поэтому «купать» катушку не рекомендуется. Еще больший вред наносится, когда в реке промывается катушка, упавшая в песок. Во время этой процедуры в механизм могут попасть песчинки, а к чему это приведет, догадаться не сложно.
Чтобы катушка служила долго, ее, при интенсивной эксплуатации, желательно раз в сезон отдавать специалисту для проведения технического обслуживания. Самостоятельно можно лишь смазать ролик лесоукладу-вателя. Для этих целей используются специальные смазки или, как исключение, вазелин.
В качестве примера хочу привести названия нескольких моделей катушек, репутация которых, на мой взгляд, заслуживает уважения. Это BANAX Si, KENCRAFT Zester, COR-MORAN Corcast Super Spin, RYOBI Zauber, SHIMANO Twin Power, DAIWA Infinity Q. Конечно же, эти катушки далеко не равноценны. Чудес не бывает, а поскольку первые три модели на порядок дешевле последней, то и требовать от них таких же характеристик было бы неразумно.
В заключение позвольте немного поворчать. С моей точки зрения не существует катушек в том классе, о котором шла речь, стоимостью в тысячу баксов. Это их продают по такой цене. А за такие деньги они должны не только самостоятельно ловить рыбу, но хорошо пахнуть и петь на ночь колыбельную. Но уж такие мы настоящие парни. Покупаем…