Два даунриггера установленные на противоположные борта лодки

Даунриггеры были впервые опробованы в Северной Америке около 40 лет назад. Там же и до сих пор располагается их основной рынок и крупнейшие производители. Жесткая конкуренция несколько ослабла, но и до сих пор наберется с полдюжины крупнейших производителей даунриггеров. Самыми значительными из них являются Cannon, Scotty, Walker и Big Jon, которые представлены и в Финляндии.

В Америке в основном применяются электрические даунриггеры — во всяком случае, на крупных судах для лова рыбы. У нас же цены позаботились о том, чтобы основное внимание сосредоточилось именно на ручных моделях. На водоемах Финляндии горизонт от 15 до 25 метров является наиболее продуктивным и в те периоды, когда температура воды ниже оптимальной для лосося. Салака часто уже в начале лета держится на этих глубинах, а лосось в поисках пищи делает вылазки из горизонтов с оптимальными для него температурами вниз, в места скопления салаки. Именно поэтому лосося можно одновременно добывать на очень разных глубинах. Время от времени при ловле атлантического лосося возникает потребность облавливать даже глубины свыше 30 метров — в жаркие периоды и осенью, а на внутренних водоемах это необходимо, во всяком случае, при ловле гольца и палии. На практике же для этого требуется не менее, чем пятикилограммовый груз отягощения, но наилучшее ведение снасти достигается с все-таки с семикилограммовым грузом отягощения. Увлеченные экспериментаторы испробовали и более тяжелые грузы, но с ними возникают проблемы прочности тросика отягощения. Уже семикилограммовый груз отягощения создает большую нагрузку на даунриггер. При использовании больших грузов отягощения уже отчетливее проявляются различия между различными моделями даунриггеров. Большие грузы отягощения вовсе не требуется использовать на небольших (до 1,5 узлов) скоростях, поскольку при этом нужная глубина проводки достигается и с использованием малых грузов отягощения. При этом у рыбаков, осуществляющих лов на живца, не возникает никаких сложностей. Напротив, применение многих других видов приманок требуют для эффективной рыбалки значительно больших скоростей. Это, в свою очередь, и заставляет использовать более тяжелые грузы отягощения. Чем глубже производится проводка, тем легче даунриггеры запутываются между собой. Два даунриггера, установленные на противоположные борта лодки, обычно остаются в надлежащем порядке, но по мере увеличения числа даунриггеров, свободное пространство воды начинает быстро сокращаться. Чаще всего проблемы проявляются лишь при лове на глубинах более 15 метров. Обычно снасти запутываются из-за соприкосновения между собой, в местах, где имеется течение, и тросики отягощения могут перепутываться. Причиной осложнений может быть также сильный боковой ветер. Самым простым способом избежать запутывания снастей — использовать даунриггеры с выносными стрелами максимальной длины, позволяющими максимально развести тросики друг от друга. Следует помнить, что сочетание длинной выносной стрелы, высокой скорости и большой глубины проводки создает дополнительную нагрузку как на стрелу и крепежную платформу даунриггера, так и на плавсредство. Как результат, на дне финских водоемов покоится множество даунриггеров вместе с крепежными платформами. Часть из них закончила свои дни в царстве Нептуна при переходах по водоемам, а часть — от соприкосновения с дном. Какие-то из снастей были просто неаккуратно закреплены. Еще один существенный резон использовать тяжелые грузы отягощения при неглубоких проводках — удержание груза и приманки в конусе эхолота. При помощи хорошо настроенного датчика эхолота можно наблюдать за рыбой, появляющейся вблизи приманки. Это не обязательно приведет к увеличению улова, но уж во всяком случае, добавит увлекательности рыбалке. С большим грузом отягощения и неленивый рыбак не справится без хлопот. Удобные рабочие положения и проектирование постановки даунриггера приобретают первостепенное значение при подъеме тяжелых грузов с глубины. Оснащение и конструкции Ручной даунриггер обязательно должен быть оснащен тормозом. В принципе, груз отягощения можно опускать и сматывая назад, но на практике это трудно и долго. При помощи тормоза можно гораздо более надежно регулировать скорость опускания груза. В особенности в системах, где применяются блесны и большое количество удилищ, поэтому излишняя скорость спуска практически наверняка приводит к запутыванию снасти.

Самым простым способом опускания груза отягощения при использовании даунриггера Scotty является удержание тормозного рычага в руке и торможение шпули большим пальцем руки за внутреннюю сторону.