Девятый вал на куре или сонная рябь на реке?

Грузинская оппозиция намерена начать 7 ноября новую волну протестов против действующей власти. Некоторые эсперты-«волномеры» предрекают, что так заревет река Кура и так закипит в ней пенный котел, что взбушевавшаяся вода будет безжалостно смывать на своем пути всех господ у кормила.

Михаил Саакашвили буквально влетел в главное кресло Грузии на гребне антишеварднадзевской волны. На могиле царя — собирателя грузинских земель Давида Строителя произнес клятву, что восстановит территориальную целостность страны.

И немного воды утекло в реке, как появился первый результат: в кавказских горах эхом разносилось ликованье Мишико: «Грузины! Абашидзе сбежал — Аджария свободна!» Затем на берега Куры причалил Титаник в лице Джорджа Буша, который назвал возглавляемое Михаилом Саакашвили государство «маяком демократии в регионе».

Однако недолгое время купался в славе и держался на плаву новый президент. Когда вода вернулась в привычные берега, обнажилось, что Мишико и демократия, как «вода и камень, лед и пламень». Проблемы с правами грузинского человека озвучивал не северный сосед, а заокеанский друг — в частности, Кондолиза Райс. Так, она, известная еще как «железная Кондолия», неоднократно указывала, что Грузии необходимы сильный парламент, независимый суд и свободные СМИ.

Дети «революции роз» начинали свою деятельность с запрещенной «рыбалки»: расставляя сети в бизнесе и используя динамит, брали на крючки местных богачей. И «золотые рыбки» могли вернуться в синее море лишь после исполнения пожелания «розовых рыбаков» — выплаты американской «зелени». Есть многие сотни примеров, когда людей лишали недвижимости и целых компаний. Что уж говорить про карманные суды, ведущие телеканалы, прозванные в народе «Саакашвили-1» («Первый общественный канал»), «Саакашвили-2» («Рустави-2») и «Саакашвили-3» («Имеди»). А парламент, именуемый не иначе как «туркменский» и голосующий по принципу — «руки верх, левую опустить, принято единогласно»?

И грехи сии не смогла смыть вода. Глава грузинского государства оказался оторванным от чаяний собственного народа — получилось как в песне: «мы на суше, ты на море, мы не встретимся никак».

Два года назад народ вышел на площадь, скандируя «Миша, уходи!». Нервишки у властей не выдержали, и они разогнали митингующих с помощью дубинок, резиновых пуль, слезоточивого газа, ультразвукового ревуна.

Вторая волна протеста, волна взбаламученная, клокочущая и накатистая, пришлась на минувший апрель. Митингующие бились как рыба об лед у парламента Грузии, резиденции президента и Общественного телевидения. Перекрывались на недели городские магистрали, по всему Тбилиси устанавливались камеры-клетки, символизирующие полицейское государство.

В этот раз Михаил Саакашвили спокойно отнесся к происходящему, он «залег на дно, как подводная лодка, и позывных не передавал». И добился блестящего результата: митингующие три месяца негодовали, кричали, выплескивали пар и мирно разошлись по домам.

Оппозиция всерьез готовится к намеченной на 7 ноября новой волне протеста, при этом план действий скрывается под грифом «секретно». Намекают лишь, что волна будет бурлящей, ледяной и ревучей. К ноябрьской памятной дате готовились загодя, «обнявшись будто две сестры, струи Арагви и Куры», и президент, и парламент. При этом они обнародовали свои намерения. С целью ослабления ударов волн гнева об Авлабарскую резиденцию, где восседает президент, парламент в спешном порядке готовит беспрецедентную амнистию, которая коснется 2000 арестантов, оказавшихся на нарах за наркотики. Причем на свободу могут рассчитывать только любители вкалывать, но не барыги, и при обещании, что отныне наркоманы будут ловить кайф исключительно удочкой.

Однако, по мнению других «экспертов-волнографов», ожидаемая 7 ноября очередная волна протеста будет вялой, немой и сонной. Ибо в обществе иссяк протестный настрой. Люди стали подозревать оппозицию в том, что она является частью правительства, ест с ним из одной плошки, при этом лает, но не кусает. Лозунги типа «Миша, уходи!» или «Саакашвили — в отставку!» оказались недостаточными, чтобы пробудить в обществе революционный пыл. Словом, оппозиционерам за минувшие два года так и не удалось повести за собой народ, ибо они не смогли указать избирателям, где водится и ловится рыба.

Михаил Саакашвили не единожды заявлял, что не собирается бросаться на волю волн и уступать кому-либо штурвальное колесо досрочно. До 2013 года — времени истечения президентских полномочий — он будет бороздить по трем четвертям территорий страны. Четвертая часть — два отколовшихся айсберга — уплыли, как известно, по направлению к северу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции