Привереда карась и голавль «в подкидного»

Вот и настало время весеннего запрета. Сразу скажу, для такого любителя спиннинга, каким являюсь я, время это довольно удручающее. Дело в том, что в период запрета пользоваться лодкой нельзя, а ловить спиннингом с берега я не особенно люблю. А все потому, что в условиях наших малых рек (Северский Донец, Уды) заниматься этим не совсем удобно — многочисленные деревья и кусты, хотя еще и стоящие по-весеннему с голыми ветвями, очень ограничивают возможность выполнения хорошего заброса. Кроме того, масса наиболее интересных и перспективных, с точки зрения присутствия в них хищной рыбы, мест при ловле с берега для спиннингиста, к сожалению, недоступны. Да и «мертвых» зацепов при ловле хищной рыбы без лодки на порядок больше.

Поэтому на время запрета приходится искать какую-нибудь более-менее интересную альтернативу любимому спиннингу. В нашей Харьковской области, да еще при отсутствии личного транспорта, выбор не столь уж и велик. Но я для себя определился и езжу или половить карася на пруд в район поселка Ртищевка, что под Харьковом, или поохотиться на весеннего голавля на небольшую речушку Уды. И тот, и другой вид рыбной ловли по-своему интересен, у каждого из них имеются свои любопытные особенности, о которых я и хочу рассказать.

Вначале о карасе. Кто-то, возможно, посчитает ловлю карася занятием не особенно спортивным. Конечно, «охота» на него не требует продолжительных дефиле вдоль речных берегов с постоянным поиском заветных бровок и свалов, но, несмотря на свою вездесущесть и кажущуюся доступность, карась-товарищ весьма привередливый, и поймать его не так-то уж легко. Собираться на охоту за серебристым привередой начинаю еще с вечера. Прежде всего, конечно же, надо подумать о прикормке. Ее я готовлю самостоятельно. И не только потому, что имеющиеся в продаже готовые сухие смеси, как правило, либо слишком дороги (это те, что реально работают и которые хвалят пользующиеся ими рыболовы), либо изготовлены не очень добросовестно. Дело в том, что для меня изготовление «правильной» прикормочной смеси — это вообще процесс очень интересный, сродни какому-то колдовству. На основе личного опыта, советов друзей-рыболовов и почерпнутых из рыболовной периодики сведений я определил для себя своего рода базовую сухую смесь, которой и пользуюсь при ловле карася, изредка лишь варьируя, в зависимости от изменений условий ловли, ее процентный состав. Опытным путем было определено и оптимальное количество необходимой для удачной рыбалки прикормки — ведро (обычное пластиковое ведро емкостью 10 литров). Правда, смеси готовлю обычно не одну такую порцию, а четыре. То есть замешиваю в большом пластмассовом тазу количество смеси, достаточное для четырех рыбалок, затем делю его на четыре части и рассыпаю по пакетам, один из которых и беру потом с собой на пруд. Для приготовления одного такого замеса требуется 5 кг отрубей, 2 кг ржаных панировочных сухарей, 2 кг перемолотой на мясорубке макухи (обязательно свежей), 2 кг также перемолотого «Геркулеса» (при его покупке нужно обращать внимание на срок годности, иначе овсяные хлопья будут горькими) и 200 г сухого молока. В качестве связующего компонента использую манку, которую в большем или меньшем количестве, в зависимости от условий предстоящей ловли, добавляю уже на водоеме. Все это, конечно, нужно тщательно перемешать.

Однако базовая сухая смесь — это еще не вся прикормка. Вечером, часов за пять до выезда на рыбалку, я беру стакан пшенной крупы, засыпаю ее в термос и заливаю двумя стаканами кипятка. За время, проведенное в термосе, пшено не успевает развариться, а только разбухает, что, собственно, и требуется. Уже на пруду я помещаю все ингредиенты в ведро, добавляю воды из водоема (в зависимости от необходимой консистенции -1,6-1,8 л) и тщательно перемешиваю. Иногда добавляю пищевой краситель из расчета 2 пакетика на ведро. Цвета: коричневый, красный или желтый, в зависимости от состояния погоды и цвета грунта в месте предстоящей ловли. Обязательно добавляю ароматизаторы. Обычно это один пакетик ванилина и 1-2 трубочки польских ароматизаторов. Для карася, на мой взгляд, лучшими запахами являются тутти-фрутти и карамель. Иногда добавляю на ведро смеси стакан сахара. Карась сладкое любит. Вообще, процесс самостоятельного приготовления прикормочной смеси — это сплошное творчество и полет фантазии: чего-то добавил, чего-то убавил… Мне, например, очень нравится.

Несколько слов еще о количестве прикормки. Многие рыболовы считают вполне достаточным взять с собой на рыбалку 1-2 пакета готовой смеси, а то и готовы обойтись парой горстей рыбьего комбикорма или распаренной перловки. Не считаю это правильным. Прикормки должно быть много, но при этом она ни в коем случае, естественно, не должна насыщать рыбу. Именно грамотно сбалансированная прикормочная смесь рыбу как раз подманивает, раззадоривает ее аппетит, но отнюдь не насыщает.

По этому поводу вспоминается один случай. Как-то, приехав на водоем на ночной электричке и выбрав место для ловли, мы с сыном стали ждать рассвета. Рядом пара мужичков устанавливала свои донки-«резинки». Увидев полное ведро прикормки, которую я как раз замешивал, они такому объему, видимо, удивились, поскольку активно и даже несколько раздраженно стали рассуждать о том, что приезжают «чайники», перекармливают рыбу, а потом ничего поймать не могут. Слышимость ночью отменная, и я отлично слышал, как они пришли к выводу, что мы точно ничего не поймаем, а только накормим рыбу. Но цыплят, как говорится, по осени считают. Утренний счет был в нашу пользу: против их четырех карасей (на четыре «резинки») шесть с половиной килограммов серебристых мерных красавцев у нас (на две поплавчанки). Так что прикормки, если она, конечно, правильно приготовлена, много не бывает. Честно сказать, брал бы и больше, но ограничивает отсутствие собственного транспорта. А передвигаться ночью «на рысях» минут сорок до водоема и нести на себе прикормку, снасти, складные стульчики, термосы с кофе, некоторое количество нарубленных дров для ночного костерка (на пруду с ними очень туго, поэтому приходится брать с собой), рыболовный ящик с всякими необходимыми мелочами и всевозможные подставки довольно обременительно. Почему именно «на рысях»? А иначе, к сожаленью, нельзя. Дело в том, что Ртищевский пруд, хоть и имеет довольно приличные размеры, но подходящих для ловли мест на нем не так уж и много. Я имею в виду места, на которых можно не только посидеть с удочкой, отгоняя стрекоз от «умершего» поплавка, но и поймать рыбу. А рыба, в смысле карась, несмотря на наличие в пруду всевозможных сетей, попадается довольно приличная, не редкость и килограммовые экземпляры. Поэтому, особенно в выходные дни, из ночной электрички высаживается немаленькая ватага любителей порыбачить и наперегонки устремляется к заветным местам. Так что иногда, чтобы не участвовать в ночных гонках, приходится приезжать с вечера и занимать место.

По поводу этих самых заветных мест. Весной, с началом прогрева воды, карась собирается на мелководье неподалеку от зарослей камыша. При этом он предпочитает участки не с ровным, как стол, дном, а те, где это самое мелководье соседствует со свалом на глубину или хотя бы с каким-нибудь приямком. Именно там, на границе между мелью и более глубоким местом, на самом начале свала, и нужно искать серебристого красавца. Там он, родимый, и гуляет в ожидании, пока ему подбросят вкусного корма, а с ним и аппетитного навозного червячка, желательно сдобренного ароматизатором тутти-фрутти (на этом пруду именно данный ароматизатор работает лучше всего). И не мотыля, не опарыша, а то слетится на поживу всякая мелкая красноперка-уклейка, а именно красненького червячка.

Клев карася не особенно долог — где-то с 6 до 10 часов утра, но этого, как правило, бывает вполне достаточно. Особенно, если несколько дней подряд шел весенний дождь, и вдруг прояснилось. Так что, если вы видите, что многодневная весенняя дождевая сырость к вечеру сменяется предпосылками безоблачного утра, бросайте все дела и отправляйтесь за карасем. Вылов приличного количества достойных экземпляров гарантирован.

Удилище, во всяком случае, на этом пруду лучше использовать длиной 6 метров. Ближе карась может и не подойти, особенно в очень теплую погоду, да и свалы на глубину, как правило, располагаются именно на таком расстоянии от берега. Поплавок нужен чуткий, а огрузка на леске должна быть не из собранных вместе 2-3 больших дробин, а с равномерным распределением грузил от большего (у поплавка) к меньшему (ближе к крючку). Ведь поклевки весеннего карася бывают очень нежными, без обычного уверенного увода поплавка в сторону. Леску я применяю 0,17-0,2 мм (основную), а на поводок ставлю 0,1-0,12 мм. Поводки использую длиной 30 см с обязательным подпаском в 5-7 см от крючка. Ловлю веду со дна. Крючки использую Mustad и Trabucco №№ 9-11.

Карасиная рыбалка по весне довольно интересна, хоть и не всегда предсказуема. Случается, закапризничает карась и не берет на червя, хоть! убей. Вот тогда b ход идут уже все возможные «бутерброды», в которых навозный червь перемежается с мотылем и опарышем. А иногда пробуешь насадить на крючок кусочек несоленого сала или перловку (хотя весной карась ее не очень жалует). Так что процесс получается творческий.

Теперь о голавле. Весьма интересное постоянным наличием довольно приличных экземпляров этой рыбы место мы с сыном открыли для себя, можно сказать, случайно. Как-то, вознамерившись половить сомиков на донки, приехали с ночевкой на реку Уды. Из сомовьего племени мы, правда, в тот раз поймали только одного совсем небольшого соменка, больше похожего на лягушачьего головастика, которого, пожалев, отпустили. Зато комаров за ночь накормили изрядно. К слову сказать, они там какие-то необыкновенно злющие и совершенно ненормальных размеров. А уже утром, проводя рекогносцировку окрестностей, мы обнаружили очень любопытный участок. Там, в реке, почти до ее середины поперек русла лежало упавшее дерево. Над ним, накренившись почти до самой воды, росло еще одно. Сразу за упавшим деревом был небольшой чистый участок, а дальше, вниз по течению, из воды торчали какие-то упавшие ветки, перегородившие реку почти до середины. Место было для ловли спиннингом довольно сложное, рабочего пространства было всего-то метров восемь, не больше, но именно там, аккурат за упавшим стволом, как раз на струе, стоял крупный голавль, окруженный, подобно крейсеру, охраняемому эсминцами, голавликами поменьше и стайкой красноперок и уклеек.

Хоть мы и собирались ловить сомиков, я на всякий случай все же захватил с собой и спиннинговые снасти. Взял небольшую коробочку с несколькими мелкими вертушками и воблерками. Вот ими то я и попробовал соблазнить столь заманчивую добычу. Надо сказать, произвести заброс было очень трудно — мешали нависшие над водой ветви. Пошлешь приманку чуточку выше — «повесишь» ее на них; переборщишь с силой заброса — попадешь на лежащее в воде дерево; сделаешь слабый заброс — не «дострелишь» до голавля. Но даже доставленные точно по месту приманки улова, к сожалению, не приносили. Воблеры и блесны соблазнительно дефилировали перед голавлем, но рыба не обращала на них ни малейшего внимания. Не добившись от голавля «взаимопонимания », я уехал домой. А уже дома стал думать над тем, каким же образом и на какую приманку все же спровоцировать голавля на поклевку.

К следующему своему приезду на Уды я оснастил свою спиннинговую снасть леской диаметром 0,22 мм, на конце которой предполагался еще и тридцатисантиметровый поводок диаметром 0,15 мм. Поводков приготовил много, оснастив их разными по размерам крючками — от № 4,5 до № 6 (по отечественной нумерации). Перед самым соединением основной лески и поводка закрепил подгруженный бочкообразный китайский поплавок, которому отводилась роль груза -для повышения эффективности заброса. Поплавок специально выбрал самый дешевый, ведь уже знал, что при забросах вероятность зацепов будет очень высокой. А такой и оторвать не жалко. В качестве наживки было решено использовать насекомых: кузнечика, кобылку (очень крупный зеленый кузнечик, вроде саранчи) и большую стрекозу-«коромысло».

Тактика ловли была избрана самая простая. Я старался подбрасывать наживку рыбе таким образом, чтобы она выглядела как можно более естественно. Для этого, выполняя заброс, старался попасть приманкой практически под самое лежащее в реке дерево, откуда она, подхваченная течением, сплавлялась по свободному участку реки прямо в направлении голавлей. Затем, если поклевки не было, я подтягивал приманку к берегу и выполнял следующий заброс. Но поклевки были! Уже после второго удачного заброса мне удалось вывести голавлика на полкило. После этого были зацепы, обрывы, сходы, затем снова пойманные голавли.

Самой лучшей наживкой оказалась стрекоза. Самой неудачной — кузнечик. Дело в том, что он намного меньше стрекозы и, вероятно, поэтому часто провоцирует на поклевку мелочь. Кобылка неплоха, но, к сожалению, действительно крупные кобылки сейчас стали редкостью, а мелкие экземпляры имеют те же недостатки, что и обычные кузнечики. Главный же минус кобылки — она плохо держится на крючке, что в условиях постоянных перезабросов приводит к частым потерям наживки. Есть проблемы и с хранением этих насекомых. Дело в том, что хранить кобылок желательно раздельно друг от друга, поскольку, несмотря на внешнюю безобидность, они весьма неуживчивы и попросту поедают своих товарок. Стрекоза же держится на крючке замечательно, и крупный голавль ею очень интересуется. Одно плохо — наловить необходимое количество крупных стрекоз довольно проблематично, особенно не имея специального сачка.

Охота за голавлем «в подкидного» нам с сыном понравилась, и мы приезжали на берег Уды еще не раз. Без улова не оставались никогда. Жаль только, что клев по времени длился относительно недолго — где-то с 5-6 до 8-9 часов утра. Затем рыба уходила дальше от берега, на глубину, и добросить до нее приманку уже не представлялось возможным. И чем ближе к лету, чем теплее становилась вода, тем отход голавля на глубину случался раньше. Получалось так, что если приезжаешь на утренней электричке, то времени для продуктивной ловли остается совсем мало. Поэтому приходилось приезжать ночью и стоически сносить комариные атаки в ожидании утреннего клева. Но было ради чего терпеть, ведь рыбалки были очень увлекательными. Особая прелесть такой ловли заключается в том, что весь процесс происходит прямо на глазах. Голавль стоит поверху, и поклевку наблюдаешь визуально, а это очень захватывающее зрелище.